Кижи, преображенская церковь. Кижи — чудо из дерева Кижи преображенская церковь количество глав

Координаты :

Церковь Преображения Господня - православный храм, памятник архитектуры федерального значения, расположенный на территории музея-заповедника «Кижи» , входит в состав храмового комплекса Кижского погоста .

Общие сведения

Построена в 1714 году на месте одноимённой шатровой церкви, сгоревшей в 1694 году.

Высота от основания до креста центральной главы - 37 м, размер в плане - 20,6×29 м.

Относится к типу деревянных восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб - «восьмерик» - с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.

Церковь увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму кровли - так называемую «бочку» . Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах. Верхние восьмерики опираются на перекрещивающиеся балки нижележащих восьмериков - «переходные четверики» - и раскреплены бревенчатыми подкосами.

Основа интерьера церкви - четырёхъярусный иконостас , включающий 102 иконы.

В 1990 году храм включён в список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Среди исследователей деревянного зодчества существует мнение, что прообразами кижской Преображенской церкви являются Церковь Покрова Пресвятой Богородицы располагавшаяся в Вытегорском уезде и Храм Покрова Божией Матери расположенный в Архангельской области.

История реставрации Преображенской церкви

Наиболее значительные реставрационные работы были выполнены в 1949-1959 годах под руководством архитектора Ополовникова А. В.

В 1980-1983 годах были выполнены противоаварийные работы с установкой внутреннего металлического каркаса с целью предотвращения возможного обрушения здания церкви.

В 1999-2001 годах был разработан проект комплексной реставрации церкви Санкт-Петербургским институтом «Спецпроектреставрация».

Преображенская церковь в настоящее время реставрируется , вся конструкция держится за счёт внутреннего металлического каркаса. Реставрация проводится методом лифтинга, при котором часть храма вывешивается за счёт вышеупомянутой металлической конструкции, находящиеся ниже вывешенной части церкви брёвна изымаются, обследуются и, если их состояние того требует, заменяются на новые.

Напишите отзыв о статье "Церковь Преображения Господня на острове Кижи"

Примечания

Литература

  • Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. - Л., 1972
  • Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. - М., 1986
  • Орфинский В. П. Преображенская церковь в Кижах и её место в истории русской архитектуры//Актуальные проблемы исследования и спасения уникальных памятников деревянного зодчества России. - СПб., 1999
  • Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 3: Р - Я. - Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2011. С. 249-384 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0127-8 (т. 3)

Ссылки

Отрывок, характеризующий Церковь Преображения Господня на острове Кижи

– Велика благодарность тебе, Мария... Знаю, как тяжело было тебе отпускать его. Прости нас всех, милая...
– Нет... не знаешь, Отец... И никто этого не знает... – давясь слезами, тихо прошептала Магдалина. – Но спасибо тебе за участие... Прошу, скажи Матери Марии, что ОН ушёл... Что живой... Я приду к ней, как только боль чуточку утихнет. Скажи всем, что ЖИВЁТ ОН...
Больше Магдалина выдержать не могла. У неё не было больше человеческих сил. Рухнув прямо на землю, она громко, по-детски разрыдалась...
Я посмотрела на Анну – она стояла окаменев. А по суровому юному лицу ручейками бежали слёзы.
– Как же они могли допустить такое?! Почему они все вместе не переубедили его? Это же так неправильно, мама!.. – возмущённо глядя на нас с Севером, воскликнула Анна.
Она всё ещё по-детски бескомпромиссно требовала на всё ответов. Хотя, если честно, я точно так же считала, что они должны были не допустить гибели Радомира… Его друзья... Рыцари Храма... Магдалина. Но разве могли мы судить издалека, что тогда было для каждого правильным?.. Мне просто по-человечески очень хотелось увидеть ЕГО! Так же, как хотелось увидеть живой Магдалину...
Наверно именно поэтому, я никогда не любила погружаться в прошлое. Так как прошлое нельзя было изменить (во всяком случае, я этого сделать не могла), и никого нельзя было предупредить о назревавшей беде или опасности. Прошлое – оно и было просто ПРОШЛЫМ, когда всё хорошее или плохое давно уже с кем-то случилось, и мне оставалось лишь наблюдать чью-то прожитую хорошую или плохую, жизнь.
И тут я снова увидела Магдалину, теперь уже одиноко сидевшую на ночном берегу спокойного южного моря. Мелкие лёгкие волны ласково омывали её босые ноги, тихо нашёптывая что-то о прошлом... Магдалина сосредоточенно смотрела на огромный зелёный камень, покойно лежавший на её ладони, и о чём-то очень серьёзно размышляла. Сзади неслышно подошёл человек. Резко повернувшись, Магдалина тут же улыбнулась:
– Когда же ты перестанешь пугать меня, Раданушка? И ты всё такой же печальный! Ты ведь обещал мне!.. Чему же грустить, если ОН живой?..
– Не верю я тебе, сестра! – ласково улыбаясь, грустно произнёс Радан.
Это был именно он, всё такой же красивый и сильный. Только в потухших синих глазах теперь жили уже не былые радость и счастье, а гнездилась в них чёрная, неискоренимая тоска...
– Не верю, что ты с этим смирилась, Мария! Мы должны были спасти его, несмотря на его желание! Позже и сам понял бы, как сильно ошибался!.. Не могу я простить себе! – В сердцах воскликнул Радан.
Видимо, боль от потери брата накрепко засела в его добром, любящем сердце, отравляя приходящие дни невосполнимой печалью.
– Перестань, Раданушка, не береди рану... – тихо прошептала Магдалина. – Вот, посмотри лучше, что оставил мне твой брат... Что наказал хранить нам всем Радомир.
Протянув руку, Мария раскрыла Ключ Богов...
Он вновь начал медленно, величественно открываться, поражая воображение Радана, который, будто малое дитя, остолбенело наблюдал, не в состоянии оторваться от разворачивающейся красоты, не в силах произнести ни слова.
– Радомир наказал беречь его ценой наших жизней... Даже ценой его детей. Это Ключ наших Богов, Раданушка. Сокровище Разума... Нет ему равных на Земле. Да, думаю, и далеко за Землёй... – грустно молвила Магдалина. – Поедем мы все в Долину Магов. Там учить будем... Новый мир будем строить, Раданушка. Светлый и Добрый Мир... – и чуть помолчав, добавила. – Думаешь, справимся?
– Не знаю, сестра. Не пробовал. – Покачал головой Радан. – Мне другой наказ дан. Светодара бы сохранить. А там посмотрим... Может и получится твой Добрый Мир...
Присев рядом с Магдалиной, и забыв на мгновение свою печаль, Радан восторженно наблюдал, как сверкает и «строится» дивными этажами чудесное сокровище. Время остановилось, как бы жалея этих двух, потерявшихся в собственной грусти людей... А они, тесно прижавшись друг к другу, одиноко сидели на берегу, заворожено наблюдая, как всё шире сверкало изумрудом море... И как дивно горел на руке Магдалины Ключ Богов – оставленный Радомиром, изумительный «умный» кристалл...
С того печального вечера прошло несколько долгих месяцев, принёсших Рыцарям Храма и Магдалине ещё одну тяжкую потерю – неожиданно и жестоко погиб Волхв Иоанн, бывший для них незаменимым другом, Учителем, верной и могучей опорой... Рыцари Храма искренне и глубоко скорбели о нём. Если смерть Радомира оставила их сердца раненными и возмущёнными, то с потерей Иоанна их мир стал холодным и невероятно чужим...
Друзьям не разрешили даже похоронить (по своему обычаю – сжигая) исковерканное тело Иоанна. Иудеи его просто зарыли в землю, чем привели в ужас всех Рыцарей Храма. Но Магдалине удалось хотя бы выкупить(!) его отрубленную голову, которую, ни за что не желали отдавать иудеи, так как считали её слишком опасной – они считали Иоанна великим Магом и Колдуном...

Церковь Покрова Богородицы - одна из самых значимых построек Музея деревянного зодчества в Кижах. Высокая многоглавая деревянная постройка по праву считается культурным памятником общемирового значения.

Покровская церковь - это памятник культурного значения ЮНЕСКО. Церковь была построена в конце XVII века, но свой окончательный облик, в котором она и сохранилась до сегодняшнего дня, она обрела в 1764 году.

Церковь Покрова Богородицы непосредственно перекликается с архитектурой церкви Преображения, дополняя панораму острова. Церковь увенчана 9 утонченными куполами. Наверху, непосредственно под куполом, идет узорчатый декоративный деревянный фронтон – единственное украшение этого скромного храма, геометрические формы которого устремлены в небо.

Высокое крыльцо ведет в сени, характерные для всех северных русских церквей, а затем непосредственно в здание храма, где возвышается высокий иконостас, воссозданный в пятидесятые годы XX века.

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня была основана на острове Кижи, который находится на Онежском озере. Особенность храма - в том, что сооружение сделано полностью из дерева, а при его создании не было использовано ни одного гвоздя.

Считается, что церковь была создана в конце 16-го столетия, однако из-за масштабного пожара она была практически уничтожена. Знаменитую церковь, которую мы можем наблюдать на данный момент, возвели в 1714 году. Здание имеет оригинальные купола, сделанные в форме луковиц. Эти своеобразные элементы придают храму сказочный вид.

Высота сооружения достигает 37 метров, а форма самой церкви интересная - округлая. В качестве главной фигуры кижские рабочие выбрали при постройке восьмерик. Восьмериков в храме Преображения Господня три, они двухъярусные и каждый из них ниже предыдущего. Прихожане того времени отличались большой щедростью - с их помощью велось все строительство храма. Церковь является летней, зимой здесь службы не ведутся.

Сооружение является зданием федерального значения. В 80-ые годы 20-го столетия весь интерьер храма сильно пострадал: был вставлен каркас из металла и уничтожены деревянные балки, полы и прогоны.

Церковь Преображения Господня находится на острове Кижи, что на Онежском озере, к северо-востоку от Санкт-Петербурга. Главной особенностью сооружения является то, что церковь полностью сделана из дерева, а при строительстве не было использовано ни одного гвоздя!

По некоторым данным церковь была заложена ещё в конце XVI века, однако из-за пожара, вызванного ударом молнии, была полностью уничтожена. Церковь, которую мы видим сегодня, построили в 1714 году. Сооружение имеет своеобразный вид. Многочисленные купола в форме луковиц придают церкви сказочный облик. Находясь неподалёку от церкви, кажется, что оказался в старинной русской былине!

Церковь Преображения Господня построена в лучших традициях русского плотничьего мастерства. Кажется невероятным, но для постройки столь масштабного сооружения, высота которого достигает 37 метров, не потребовалось ни одного гвоздя! Лишь “чешуйки” на лемехах куполов были прихвачены маленькими гвоздями! К сожалению, имена мастеров, построивших удивительную церковь, стёрло время.

Дерево считается довольно сложным материалом для строительства построек сложной формы, однако кижские мастера были настоящими знатоками своего дела. Перед ними была поставлена цель построить храм округлой формы. Для этого кижские мастера выбрали восьмерик в качестве основной фигуры при постройке.

Когда главная часть храма была готова, строители начали работу над боковыми прирубами, ориентированными по сторонам света. В результате, общая конструкция церкви чем-то напоминает крест.

Всего восьмериков в здании три. Все они двухъярусные и каждый немного ниже предыдущего. Такое расположение придаёт строению очертания пирамиды. Углы главного восьмерика украшены бочками и главами. Нельзя не отметить щедрость прихожан того времени, так как именно на их пожертвования и велось строительство храма. Сам храм считается летним, и зимой службу в нём не проводят.

Иконостас церкви Преображения Господня считался одним из самых крупных среди храмов Олонецкой губернии. Высота иконостаса достигает 8 метров, а длина больше 25 метров. Всего в иконостасе насчитывается 101 икона, а сам он оформлен многочисленными декоративными элементами!

Церковь Преображения Господня в Кижах является памятником федерального значения и частью культурного наследия РФ. К сожалению, в последние годы храм переживает не самые лучшие времена. Так реставрация церкви осуществляют просто варварским методом.

Считается, что для правильной реставрации подобных сооружений необходимо заменить вышедшие из строя деревянные элементы на аналогичные, созданные такой же технологии, что и оригиналы. Однако большинство деревянных элементов заменяется на металлические.

Ещё в 80-ых годах прошлого века интерьер церкви был сильно нарушен. Были уничтожены не только многочисленные деревянные конструкции (полы, балки, прогоны), но и вставлен металлический каркас.

На сегодняшний день большинство оригинальных элементов церкви Преображения Господня уничтожено. Реставрация ведётся не с целью сохранения исторической значимости объекта, а с точки зрения туристической привлекательности. Остаётся надеется, что храм всё-таки переживёт столь трудные для него времена и сохранится в исходном виде…

Издалека силуэт 22-главой Преображенской церкви почти невозможно отличить от высоких островерхих елей, растущих на соседних островах. Но по мере приближения к Кижам, силуэт церкви растет, открываются соседние постройки, и, наконец, весь ансамбль...

История Кижей восходит ко временам "старины далекой". Эти места издавна населяли финские народы - карелы и вепсы. Вероятно, тогда на этом месте существовало языческое капище, потому что на языке карелов слово "кижи" означает "место игрищ". Известно, что Спасский Кижский погост на маленьком островке на Онежском озере уже в XV веке был центром большого округа, в который входило 130 деревень на окрестных островах и на Заонежском полуострове. Уже тогда, судя по писцовым книгам дьяка Андрея Плещеева, на погосте стояли деревянные церкви - "Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святой Богородицы". Но только в 1714 году на острове появилось чудо русской деревянной архитектуры, принесшее Кижам мировую славу.

Построенная в 1714 году, в петровские времена, Преображенская церковь, тем не менее, теснейшим образом связана с допетровскими традициями древнерусского деревянного зодчества. Здесь, неподалеку от новой русской столицы, шла своя собственная художественная жизнь, в которой сохранялись отголоски старой русской культуры.

Неверно встречающееся иногда в популярной литературе утверждение, будто Кижи не имели аналогов в русском деревянном зодчестве. За пять лет до постройки Преображенской церкви, в 1708 году, в селе Анхимове близ города Вытегры было построена 24-главый храм Покрова Богородицы, силуэт которого был практически повторен ко святость места, строители создали два из ряда вон выходящих памятника народного искусства - храм в Вытегорском посаде и храм в Кижах. Оба они построены в начале XVIII века и в сущности, тождественны по приему" - писал академик И.Э. Грабарь. Внешнее сходство, обилие общих мотивов и элементов, географическая близость двух памятников дали основание считать, что обе церкви были построены одними и теми же мастерами. Но, к сожалению, храм Покрова в Анхимове до наших дней не сохранился - он сгорел совсем недавно, в 1962 году...

Кижские мастера в совершенстве владели трудным искусством создания ансамбля. Различные по высоте и силуэту, церкви Кижского погоста составляют единую живописную группу, которую невозможно представить стоящей, например, на городской площади или среди тесной городской застройки - нет, этот ансамбль был задуман для жизни среди просторов Русского Севера. "Скажем сразу, - пишет исследователь русского деревянного зодчества Я.В. Малков, - нет адекватных средств, чтобы описать Кижское чудо. Никакие словесные, самые подробные портреты и описания, никакие цветные фотографии и слайды не могут вызвать и передать то особое волнение, которое испытываешь в поле ее тяготения. Это резонанс души. Это эффект шедевра, где ни убавить, ни прибавить". Не зря существует легенда, что мастер по имени Нестор, строивший Кижскую церковь, по окончании работы забросил свой топор в озеро, сказав, что такой красоты он уже не построит никогда - "Нет и не будет такой!"

Главный элемент ансамбля - это, несомненно, Преображенская церковь, самое сложное сооружение среди всех сохранившихся памятников северного деревянного зодчества. Высота Преображенской церкви до креста центральной главы составляет 35 метров. Зодчий, создавший храм, был неподражаемым творцом форм и мотивов. Центральный объем храма образован тремя восьмериками убывающих размеров. Двадцать две крытые лемехом главы церкви ярусами уносятся в поднебесье, создавая незабываемый и уникальный, ни на что не похожий силуэт. Размеры глав варьируются в разных ярусах - во втором ярусе главы чуть меньше, чем в первом, в третьем - больше, чем в первом и втором, а в четвертом главки самые маленькие. Над ними - крупная, примерно в три раза больше, центральная глава, увенчивающая все сооружение.

В 1970-е годы, в период эйфорических, поверхностных восторгов по поводу русского деревянного зодчества, в одночасье ставшего "модным", распространилось и прочно засело в головах убеждение, что церковь в Кижах якобы построена "без единого гвоздя". Неизвестно, кто придумал этот миф. На самом деле, в строительстве Преображенской церкви в изобилии использованы кованые железные гвозди - ими крепились фронтонные доски-причелины. После праздничного ощущения, создаваемого внешним обликом храма, интерьер кижской церкви несколько разочаровывает - он прост и торжественен, нет ни ярких фресок, ни затейливой резьбы, ни цветных изразцов. Вместо них - мощные бревенчатые стены, широкие доски половиц, массивные дверные косяки. Только лавки, стоящие вдоль стен храма, слегка тронуты скупой резьбой. Как и в большинстве северных церквей, главным украшением Преображенской церкви были иконостас и "небо" - роспись потолка. Но первоначальное убранство храма погибло в годы Великой Отечественной войны, а иконостас был полностью переделан в середине XVIII столетия, получив новые иконы и пышную барочную золоченую резьбу, которая не совсем вяжется с простым и суровым интерьером храма. От раннего убранства сохранилось только несколько икон: "Зосима и Савватий в житии", "Георгий в житии", "Преображение".

Преображенская церковь в Кижах относится к тем великим чудесам света, которые лучше один раз увидеть, чем сто раз о них услышать. "Она все время разная, - пишет Я.В. Малков, - с воды и из глубины острова, в солнце и в туман, утром и вечером, летом и зимой, вблизи и издали. Она "всефасадна". Она неприступна и манит..." Что ж, нам добавить к этим словам нечего - разве только присоединиться к ним...

Церковь Преображения Господня находится на острове Кижи, что на Онежском озере, к северо-востоку от Санкт-Петербурга. Главной особенностью сооружения является то, что церковь полностью сделана из дерева, а при строительстве не было использовано ни одного гвоздя!

По некоторым данным церковь была заложена ещё в конце XVI века, однако из-за пожара, вызванного ударом молнии, была полностью уничтожена. Церковь, которую мы видим сегодня, построили в 1714 году. Сооружение имеет своеобразный вид. Многочисленные купола в форме луковиц придают церкви сказочный облик. Находясь неподалёку от церкви, кажется, что оказался в старинной русской былине!

Церковь Преображения Господня построена в лучших традициях русского плотничьего мастерства. Кажется невероятным, но для постройки столь масштабного сооружения, высота которого достигает 37 метров, не потребовалось ни одного гвоздя! Лишь “чешуйки” на лемехах куполов были прихвачены маленькими гвоздями! К сожалению, имена мастеров, построивших удивительную церковь, стёрло время.

Дерево считается довольно сложным материалом для строительства построек сложной формы, однако кижские мастера были настоящими знатоками своего дела. Перед ними была поставлена цель построить храм округлой формы. Для этого кижские мастера выбрали восьмерик в качестве основной фигуры при постройке.

Когда главная часть храма была готова, строители начали работу над боковыми прирубами, ориентированными по сторонам света. В результате, общая конструкция церкви чем-то напоминает крест.

Всего восьмериков в здании три. Все они двухъярусные и каждый немного ниже предыдущего. Такое расположение придаёт строению очертания пирамиды. Углы главного восьмерика украшены бочками и главами. Нельзя не отметить щедрость прихожан того времени, так как именно на их пожертвования и велось строительство храма. Сам храм считается летним, и зимой службу в нём не проводят.

Иконостас церкви Преображения Господня считался одним из самых крупных среди храмов Олонецкой губернии. Высота иконостаса достигает 8 метров, а длина больше 25 метров. Всего в иконостасе насчитывается 101 икона, а сам он оформлен многочисленными декоративными элементами!

Церковь Преображения Господня в Кижах является памятником федерального значения и частью культурного наследия РФ. К сожалению, в последние годы храм переживает не самые лучшие времена. Так реставрация церкви осуществляют просто варварским методом.

Считается, что для правильной реставрации подобных сооружений необходимо заменить вышедшие из строя деревянные элементы на аналогичные, созданные такой же технологии, что и оригиналы. Однако большинство деревянных элементов заменяется на металлические.

Ещё в 80-ых годах прошлого века интерьер церкви был сильно нарушен. Были уничтожены не только многочисленные деревянные конструкции (полы, балки, прогоны), но и вставлен металлический каркас.

На сегодняшний день большинство оригинальных элементов церкви Преображения Господня уничтожено. Реставрация ведётся не с целью сохранения исторической значимости объекта, а с точки зрения туристической привлекательности. Остаётся надеется, что храм всё-таки переживёт столь трудные для него времена и сохранится в исходном виде…